b7w58d16v60y9ifctt8pnf8j4r4xztvl

«Пожалуйста, настройте меня». Как дополнительные занятия с репетиторами помогают детям из детских домов поверить в себя

Ирина 13 лет работает в школе при детском доме в Саратовской области. А еще она педагог нашего проекта «Дистанционное образование» и проводит дополнительные занятия для ребят из интерната. Мы попросили Ирину рассказать о своей работе и хитростях: как преподавать русский язык в рисунках и почему ученикам можно спать на уроке и не писать контрольные.

— Расскажите, с чего все началось и как вы стали репетитором в проекте?
— 8 лет назад наша образовательная организация заключила договор с благотворительным фондом и предложила педагогам поработать репетиторами. Естественно, я согласилась.

Я преподаю в детском доме-школе нашего села. Это одно здание. В одном крыле дети живут, а в другом — учатся. В тех классах, где я не являюсь учителем, я могу быть репетитором.

С ребятами я занимаюсь русским языком и литературой. Я очень хорошо понимаю детей, которые имеют опыт сиротства. Я знаю, что у них и мировоззрение, и вообще ощущение жизни другое.

При этом, как и у домашних детей, кому-то учеба нравится, а кто-то совсем не любит заниматься. Но когда ребенок домашний приходит домой, родители могут его поддержать, сесть рядом и помочь разобраться с заданием, оплатить репетитора. Дети из детского дома лишены этого. Воспитатели, конечно, поддерживают, но у них тоже не хватает времени на индивидуальное общение с ребенком. Поэтому для себя я поняла, что когда ребенок приходит на занятие, ты должна заниматься с ним не только отработкой каких-то заданий: иногда нужно поднять ребенку настроение, поработать с его самооценкой, помочь ему поверить в себя. Чтобы занятие принесло результаты, надо наладить контакт с ребенком. То есть в первую очередь ты должен быть психологом.

С детьми из детского дома я работаю уже более 13 лет, и у меня уже есть свои наработки.

— А какие?

— Семь лет назад в рамках проекта я занималась с мальчиком. Ребенок был практически необучаемым. В 11 классе он не понимал структуру предложения, не мог расставить знаки препинания. Когда я говорила о причастных или деепричастных оборотах, для него это вообще ничего не значило. Но я нашла выход: преподавала ему русский язык в рисунках. Я рисовала на доске и рассказывала: «Вот смотри, это сложное предложение: “Осень наступила, листья с деревьев облетели”. Сколько ты картинок увидел?” Он тут же отвечал: “Две”. “Правильно, значит, ставишь запятую на границе”». Вот это нам помогло, и он сдал экзамен по русскому языку. Я верила и ему всегда говорила, что он сдаст. Хотя когда мы только начинали наши занятия, казалось, что шансов нет.

Ребенок сам тоже очень хорошо рисовал, а еще замечательно выступал на сцене. И это помогло нам подготовиться к итоговому сочинению по литературе. Мальчик не мог ни пересказать текст, ни изложить услышанное. Для него это было очень сложно. Но когда он выступал на сцене, он роль учил. И тогда я тоже стала говорить: “У нас сегодня репетиция, ты должен текст выучить”. При помощи вот таких рисунков и репетиций мы с ним сдали и литературу. После 11 класса этот парень пошел в колледж, потом отслужил в армии, а сейчас учится на последнем курсе в Саратовском государственном аграрном университете на факультете организации общественного питания.

Я всегда говорю детям, что они могут обратиться ко мне с любым вопросом: когда плохое настроение, когда кто-то обидел, когда нужна помощь.

В этом году ко мне подошел один мальчик и говорит: «Ирина Владимировна, мне задали выучить большой отрывок из “Тараса Бульбы”. Там 15 предложений. Я не могу его выучить». Мы с ним каждое предложение зарисовали — получилось 15 картинок. По ним мы текст и учили. В итоге, он все запомнил, хотя говорил, что никогда не сможет, и потом приходил ко мне довольный и радостный, что получил пятерку.

Копия IMG_0018.JPG

Сейчас я занимаюсь с одиннадцатиклассником. Он ушел после 9 класса в колледж, проучился там меньше года и вернулся в школу. Все, конечно, были в недоумении. Как он будет через год сдавать экзамены? Я с ним занималась, и он с первого раза сдал сочинение по литературе. Хотя сначала не поддавался и говорил, что ничего не знает и никаких произведений не читал. Что мы сделали? Мы смотрели фильмы и на их основе разбирали характеристики героев, их взаимоотношения, выявляли проблемы. Я ему показывала, как нужно оформлять работу, просила его на основе моего образца написать свое сочинение. Сначала у него и паника была, и какое-то недоверие, но потом пошел на контакт. Я ему постоянно говорила: «Ты молодец, у тебя уже все получается, ты уже все можешь». Я никогда не склонна ребенка ругать, даже если что-то не получается. Может быть, это и не по его вине не получается, ведь мы, взрослые, всегда больше виноваты, чем дети… Поэтому я всегда пытаюсь вселить в ребенка уверенность.

У меня есть девочка из 8 класса, с которой мы готовились к ВПР. Перед самой проверочной она пришла ко мне на перемене и сказала: «Ирина Владимировна, настройте меня, пожалуйста». Ей нужно было, чтобы я сказала, что у нее все получится, что она все сможет. И перед каждым ВПР, даже по тем предметам, к которым я не имею отношения, она приходила и просила ее настроить.

— А что вы делали? Как вы ее настраивали?

— Я просто говорила: «Если даже ты сейчас что-то забыла, в нужный момент ты вспомнишь все. Ты сможешь сосредоточиться, у тебя все получится. Ты молодец». Такие простые, но важные фразы.

— Что вам помогло завоевать доверие детей?

— Сначала я работала в детском саду, а когда пришла в школу мне дали начальные классы. Потом я вела уроки у пятого и шестого. В старших классах я стала учителем уже в школе при детском доме. И со взрослыми ребятами уже было сложнее.

Раньше дети были совсем другие. Они могли начать драться на уроке, могли выйти и сказать, что ничего делать не будут. Но я никогда не кричала на них, я как-то пыталась в классе поработать с ними. Иногда оставляла после урока: «Давай поговорим, что произошло».

Бывало так, что ученик просто ложился на стол, руками закрывался и говорил, что ничего делать не будет. Я никогда не ставила себя выше детей, а старалась узнать, что им надо. Не выспался? Ну, хорошо, поспи. И что вы думаете? Он просто вставал и не спал. Не хочешь делать контрольную работу? Тебе трудно? Ладно, не пиши, давай напишем завтра. Не хочешь завтра? Давай вообще не будем писать, поставим «н».
И он сидит 5 минут, а потом просто берет и пишет.

Я сама по себе такой человек мягкий, мне не нравится ругать ребенка. Даже если одиннадцатиклассник приходит и говорит: «Я сегодня не сделал задание, можно завтра принесу?» Да, пожалуйста, можно. И он принесет. А если ты ему поставишь два, он никогда не выполнит, потому что ты не дашь шанса.

За 11 лет существования проект «Дистанционное образование» дал шанс подтянуть учебу 1200 ребятам, в которых мало кто верил. Как появился проект, можно почитать по этой ссылке.

С 2023 года проект «Дистанционное образование» реализуется при поддержке Благотворительного Фонда поддержки социальных инициатив и оказания адресной помощи «ВТБ-Страна».

Обсуждение закрыто.