500

Как через годы встречаются выпускники одного детского дома

Поездка жильцов одного интерната в другой — на встречу с друзьями детства — это море эмоций и много непростых вопросов. Почему эти дружбы разлучены? А если в разные интернаты распределили пару, у которой – первая любовь?

Много лет назад после выпуска из Дубровского детского дома Брянской области часть ребят перевели в Клинцовский психоневрологический интернат, а часть — в Брянский дом престарелых. Как выяснилось, они друг друга не забыли. Рассказываем, как получается общаться.

Во время пандемии мы не раз организовывали онлайн встречи разных учреждений, друзья увидели друг друга, и каждый раз общение приносило много радости. Но, конечно, все мечтали о реальной встрече. Еще в мае эта мечта впервые сбылась: жильцы Брянского дома поехали за 200 км — в Клинцы.

Мощную энергетику, заряд позитива на протяжении всей встречи трудно описать словами! Концерт, на котором каждая песня превращалась в караоке-дискотеку, совместный обед (ребята говорили: «Столы накрыли, как на свадьбу!»), теплый прием, разговоры….

Такие встречи запоминаются надолго — и эти эмоции оказались важны не только для жильцов интернатов и для координатора фонда, но и для администрации учреждений. Директор Клинцовского ПНИ видел, что жильцы пересматривали фото и обсуждали визит знакомых из Брянска больше месяца. Так что решили сделать встречи традицией.

В середине июля собрались жильцы уже 4 домов Брянской области: Клинцовского, Брянского, Жуковского и Дарковичского.

Из каждого дома в Брянск приехали примерно по 20 человек — в основном именно те, у кого есть знакомые в других интернатах. Кто-то встречался на фестивалях или соревнованиях, но больше всего дружб сложилось в детских домах или до перевода из одного «взрослого» интерната в другой.

Снова концерт, переходящий в дискотеку, так как никто не мог усидеть на месте; шоу мыльных пузырей… Творческие номера, настольные игры, прогулки по территории; разговоры, разговоры, разговоры.

«Создалось ощущение, что зум воплотился в реальности, ведь почти все подключались к видеовстречам. Я и сама чувствовала себя звездой, которую все знают», — рассказывает координатор фонда «Старость в радость» Татьяна Николаева.

Жильцы Брянского интерната преобразились, показывали свою территорию и комнаты. Одни стали хозяевами, которые принимают гостей, а не получателями услуг. Они готовились, вычистили территорию (хотя там и до того был порядок), помогали накрывать столы, продумывали программу, приготовили настольные игры для тех, кто не захочет на дискотеку.

Всем старым знакомым гостеприимные хозяева приготовили подарки. Клинцовские гости тоже приехали с индивидуальными подарками друзьям.

Нередко именно в детском доме у воспитанников случается первая любовь. Две девушки из Брянского интерната как раз встретили «своих» молодых людей. Анна из Брянска ходила весь день со своим другом из Клинцов, не расцепляя рук. Они не виделись 23 года, но он ее не забыл и сказал, что «настроен за нее бороться». И директор интерната пообещал, что встречи будут продолжаться.

Радость встречи – не только для молодых.
«Я подружилась с бабушкой Валентиной Филипповной из Жуковского интерната, когда у нас был волонтерский лагерь, — рассказывает Татьяна Николаева. — Я не видела ее всю пандемию, и тут она приехала – и она говорит: я каждый вечер с тобой засыпаю и каждое утро просыпаюсь. Фотография, где мы вместе, у нее стоит на тумбочке, а у меня на аватарке. Ее слова дорогого стоят для меня».

В Брянском интернате Валентина Филипповна тоже встретила своего старого знакомого. Попросила сделать с ним фотографию, говорит: муж ревновать не будет, он его тоже знает, – а замуж она вышла уже в Жуковском интернате. Мир социальных учреждений достаточно тесен, и знакомый Валентины Филипповны – знакомый и ее мужа тоже…

Вся эта длинная история – о человеческих отношениях и о социальной системе, где человек с той или иной проблемой – получатель услуг… Почему молодые люди после детского дома так часто не приспособлены к самостоятельной жизни? Они прекрасно поют или ставят рекорды в спорте, отлично плетут из бисера – но чаще всего не могут сварить гречку. Точно ли они не смогли бы жить сами – или с минимальной поддержкой, если бы стояла цель их подготовить, или цели такой не стояло, потому что самостоятельному выпускнику детского дома потребовалось бы еще и жилье? Почему, на худой конец, они не выбирают интернат, не учитываются их дружбы при переводе в учреждения для взрослых?

Мы благодарны директорам интернатов, с которыми мы сотрудничаем сегодня. Они замечают эти дружбы и дают возможность встречаться – а ведь это вовсе не входит в их обязанности, а организация поездок – немалый труд. Для нас это маленькая революция, знак уважительного отношения к подопечным. Мы понимаем, что для большинства ребят с инвалидностью вопрос перевода из одного интерната в другой настолько сложен, что даже не возникает такого желания (а многие жильцы психоневрологических интернатов вдобавок недееспособны). Понимаем и то, что дружить в наши дни многим обычным людям не из интернатов тоже приходится по интернету – а с романтическими отношениями даже в пределах одного интерната для недееспособных жильцов очень сложно. Здесь нет простых готовых решений.

Одним словом, праздник встречи, море эмоций – и море грустных размышлений. Именно пока наши подопечные радуются, мы можем себе позволить углубиться в размышления. Когда они грустят или горюют – надо что-то предпринимать.

Обсуждение закрыто.